Многие родители стараются «пристроить» своих чад в д/с именно в логопедическую группу, даже если у ребенка нет речевых нарушений. И, в целом они правы, т.к. и детей в группе поменьше, и программа несколько отличается от стандартной.
НО! Иногда это не каприз, а необходимость!Как понять, что Вашему ребенку нужна именно такая подготовка к школе?Речевая проблема не существует сама по себе, изолированно. Нет такой области, где бы не употреблялась речь, мы даже думаем ею (этот процесс так и называется – внутренняя речь). Речь нужна везде и особенно на этапе начального обучения. От качества речи зависит успешность обучения ребенка в будущем!
Ребенок может четко произносить звуки, но при этом не дифференцировать их на слух, может быть нарушена слоговая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов), наблюдаются затруднения в произношении сложных по структуре слов, пассивный и активный словари скудные…
Ребенок не может сформулировать предложение, не говоря уже о том, чтобы оно было многосложным и обогащено речевыми оборотами, нарушена и лексико-грамматическая структура:- непонимание значения предлогов, использование только простых
- не может подобрать прилагательного к существительным (лимон – какой?)
- не может подобрать антонимов (широкий – узкий)
- трудности в образовании прилагательных от имен существительных (ручка из пластмассы – пластмассовая)
- трудности в образовании притяжательных прилагательных (чей хвост? – лисий)
- нарушено согласование существительных с числительными (1 стул, 3 стула, 5 стульев)
Дальше – больше! Если есть речевые проблемы, то нарушена и артикуляционная моторика. Нарушения артикуляционной моторики сочетается с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук (мышцы слабые, движения неловкие, неточные или медленные, координация нарушена), налицо затруднения в бросании предметов, их перекладывании, перекатывании, а также в пользовании кистью, карандашом, ножницами, застегиванием пуговиц, шнуровании обуви…
Если ребенок имеет несколько проблем из перечисленных, то ему нужна не только помощь логопеда, но и специальная, особенная программа по подготовке к школе с учителем-логопедом. Хотя полезна она будет и не «логопедическим» детишкам!Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи.