Просто ребенок чуть хуже других запоминает буквы, не так четко различает звуки при чтении, переставляет и заменяет слоги в словах. Однако постепенно его отставание от других становится заметным: другие дети читают и пишут всё быстрее и лучше, а он не может применить старательно заученные правила, читает с трудом, очень медленно, по слогам и часто не понимает прочитанного, пишет постоянно с ошибками и не видит их, когда проверяет написанное. Это вызывает непонимание и раздражение родителей и учителей, ребенка начинают стыдить, обвиняют в лени. Мало-помалу у малыша развивается ощущение собственной неполноценности и теряется интерес к школе.
А все дело в том, что ребенок страдает специфическими нарушениями чтения и письменной речи – дислексией и дисграфией. Степень нарушения может быть разной: от легкой, когда ребенок часто совершает орфографические ошибки определенного характера, до тяжелой – в этом случае ребенок в течение нескольких лет не способен научиться правильно читать и писать. Постоянная «неуспешность» в учебе при отсутствии правильной поддержки и понимания могут привести к сложным изменениям в психике ребенка. Помимо того, что появляются неуверенность в себе, замкнутость, тревожность, заниженная самооценка, в тяжелых случаях развивается депрессивное состояние и даже агрессивность.
Для того чтобы помочь ребенку, предстоит прежде всего выяснить, в самом ли деле можно говорить о дисграфии и дислексии или все это – следствие педагогической запущенности, так что необходима лишь помощь репетитора, разумная организация занятий и повторное изучение того, что не было воспринято.
Поставить «диагноз» сможет только логопед при комплексном обследовании:
- обследование устной формы речи;
- обследование чтения;
- обследование письменной речи.
Логопед научит ребенка проверять себя при выполнении письменных заданий и правильно понимать прочитанное, что значительно улучшит его школьные успехи.